ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Таможенный союз дает бизнесу благоприятные условия для использования зоны свободной торговли

Начиная с 1 января 2015 г., лицензии и специальные разрешения на ведение предпринимательской деятельности, выданные в одной из стран, будут признаваться на всей территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Между странами-участницами сохранятся единое таможенное регулирование и единые таможенные тарифы. В настоящее время по соглашению между четырьмя странами будет обеспечено свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В основе этого договорно-правовая база этих стран, действующие нормы которых приведены в соответствие с правилами ВТО. 

1. Какие цели преследует ЕАЭС в ближайшей перспективе на 2015–2017 гг. 
Создание ЕАЭС – это крупный прорыв на постсоветском пространстве. Мы идем по пути интеграции, которая успешно начиналась в Европе в 1968 г., когда европейцы создали таможенную зону, а в 1986 г. – единый рынок. Изначально 6 государств, а в наши дни – уже 28 – успешно интегрировались в Европейский союз. Именно общий рынок и введение в 2001 г. единой валюты – наглядный пример того, что ни одно государство не покинуло ЕС. 

То, что ЕАЭС сегодня делает на пространстве бывшего Советского Союза, заставляет и дальше следовать европейской интеграции. В перспективе ЕАЭС должен построить общий рынок, единый валютный союз, а в идеале – не просто Евразийское экономическое сообщество, а Евразийский союз государств. 

Ближайшее будущее сильно зависит от того, насколько стороны будут готовы к открытому взаимодействию, честны и ответственны друг перед другом. 

2. На кого будут распространяться таможенные пошлины и действия Таможенного кодекса Таможенного союза 
Согласно ст. 3 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) таможенное законодательство ТС действует на таможенной территории ТС. Соответственно, если таможенное регулирование в ТС осуществляется в соответствии с законодательством государства – члена ТС, такое законодательство действует на территории этого государства – члена ТС. 

На данный момент единую таможенную территорию ТС составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. 

Ни для кого не секрет, что перемещение товаров внутри ТС не является экспортом, а считается взаимной торговлей. 

Ведь если исходить из положений Конвенции Киото, то таможенное регулирование в ТС – это установление единых правил совершения таможенных операций лицами и таможенными органами при перемещении товаров, их перевозке, временном хранении и очистке, таможенном контроле. Этим международным документом все сказано, четко и внятно. 

3. Будет ли создана зона свободной торговли (рынка) и в какие сроки 
Таможенный союз, прежде всего, дает бизнесу благоприятные условия и реальные возможности для использования зоны свободной торговли и осуществления производства и торговли без ограничений и изъятий во всех странах объединения. 

Кто точно выиграет от создания зон свободной торговли, так это простой потребитель. Ведь, если рынок шире – цены ниже. Правда, и на этот плюс нашелся свой минус. Импортеры, которые будут поставлять товары из третьих стран, могут диктовать свои низкие цены. 

4. Какие вопросы будет решать межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества и подчиняющиеся ему органы 
Евразийская экономическая комиссия – это единый регулирующий наднациональный орган ТС и единого экономического пространства. Когда мы говорим «наднациональный орган» – это очень важно. Евразийская экономическая комиссия – двухуровневая система, состоящая из Совета и Коллегии. 

В Совет входит по одному представителю от каждой страны – национальные чиновники, представляющие интересы своих стран. 

Что касается членов Коллегии – министров, которых 9, то это наднациональные, международные чиновники. Важно то, что они делятся не по признаку принадлежности к стране, а по функциональному признаку. 

Относительно того, какие вопросы должен решать Совет. 

Первая задача – решение тех функций государственной власти, которые странами были переданы на наднациональный уровень и которыми стороны сами в силу законов и соглашений заниматься не могут. Вторая задача – мониторинг и контроль за соблюдением взаимных обязательств в рамках ТС и Единого экономического пространства (далее – ЕЭП). 

Замечу, что в случае невыполнения сторонами своих международных обязательств в рамках ТС и ЕЭП комиссия направляет уведомление стороне-нарушительнице. Данное уведомление обязательно для исполнения. В случае неисполнения этих требований комиссия обращается в Совет. 

Третья задача – развитие интеграции, а именно подготовка новых международных договоров, соглашений высшего экономического Совета, решений комиссии, которые продвигают интеграцию и работают в интересах всего сообщества в целом. 

При этом двухуровневая система комиссии в целом позволяет защитить свои национальные интересы на уровне Совета или на уровне глав правительств и глав государств. Члены Коллегии по статусу являются равнозначными. Один из них выбирается председателем. 

В рамках комиссии есть департаменты, которые подчиняются членам Коллегии. Те, в свою очередь, реализуют функции комиссии в вверенных им отраслях. 

Эти отрасли связаны также с деятельностью по консультативным вопросам комиссии и бизнеса. 

Они предусмотрены договором о Евразийской комиссии и являются достаточно эффективной площадкой для того, чтобы выслушать как стран-участниц, так и представителей бизнеса и затем вынести решение. 

5. Станут ли страны ЕАЭС вводить единую валютную единицу для расчетов 
Полагаю, что пока нет необходимости в валютной интеграции. Создание единой валюты не должно быть самоцелью. 

Ни государство, ни хозяйствующие субъекты от этого не выиграют, тем более в одной валюте пошлины пока собирать не получится. 

Однако со временем единую валюту нужно будет вводить. Не уверен, что страны-участницы должны принять ту или иную валюту в качестве союзной. Валюта является своего рода символом государства, поэтому надо создавать другую, иную. 

6. Будут ли проводиться антидемпинговые и компенсационные меры при нарушении торговых соглашений 
Важнейшим элементом регулирования внешней торговли ЕАЭС является применение инструментов защиты внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. К таким инструментам относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, используемые в международной торговой практике для эффективной нейтрализации ущерба промышленности от демпингового, субсидируемого или возросшего импорта товаров из иностранных государств. 

К примеру, есть сферы торговли, где выработка каких-то общих норм необходима. Это касается товаров, на которые распространяется акцизный налог. Поскольку акциз – это дополнительный налог на определенный товар, здесь должен быть общий подход во избежание демпинга. Иначе появится теневая область, когда товары из страны с наименьшими акцизами будут перетекать к соседям, особенно в условиях отсутствия таможенного контроля. 

В 2011 г. между странами-участницами было принято Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам. Данное Соглашение регулирует отношения, возникающие в связи с введением и применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, произведенных в иностранных государствах и предназначенных для единой таможенной территории ТС. На основании Соглашения проводятся и будут проводиться антидемпинговые и компенсационные меры. 

Вардан ХЕЧЯН
участник партнерской сети “Corporate Lawyers Group” (Armenia)